В начале 2017 года я купил книгу "Кощуны, правду глаголящие" (автор Жива Божеславна). В то время я как-то более активно стал исследовать карты таро, и тут мне попалась книга, в которой описывалась некая система карт наподобие таро, но на основе славянских сказок, мифов, преданий. Это показалось мне интересным, и я купил книгу.

Как оказалось, книга описывала саму колоду карт, которой у меня не было, и в интернет-магазинах я ее тогда не нашел. Поэтому, нашел изображения карт в интернете и распечатал их на фотобумаге, т.е. получилась такая самодельная колода, вы можете увидеть ее на фото ниже.

Далее, при чтении книги и изучении карт я обратил внимание, что хотя колода предполагала некое соответствие традиционной колоде таро, как минимум по количеству карт старших и младших арканов, но явной прямой параллели между старшими арками не наблюдалось (не говоря уже о младших арканах). Точнее, некоторые кощуны великого круга были явно похожи по смыслу на обычные старшие арканы таро, но имели другие порядковые номера. Другие же кощуны были менее похожи на арканы таро, а некоторые совсем не похожи.

Поэтому, я решил попробовать сопоставить все кощуны великого круга со старшими арканами традиционного таро (например, таро Уйэта-Смит), и вот что у меня получилось:

Далее кратко расшифрую, почему именно так соотносятся кощуны и арканы таро, т.к. не все соответствия очевидны. Карты перечислены в порядке традиционного таро.

0 - Колобок - Дурак. Это прямое соответствие. Там еще на карте изображен Иван-дурак - герой многих русских народных сказок. Да и сам колобок в конце концов угодил в пасть лисы (отнюдь не блеснул умом).

1 - Волхов - Маг. В книге князь Волхов описан как могущественный чародей, умевший превращаться в зверей и творить другие магические чудеса.

2 - Судьба - Верховная жрица. Тут явного соответствия нету, эту карту распределил одну из последних (уже на оставшиеся места). Тем не менее, логика тут есть. На карте в колоде Уэйта верховная жрица сидит между двумя колоннами: слева черная колонна с буквой B, справа белая колонная с буквой J. В книге "Таро Уэйта. Символика под микроскопом" поясняется, что это столпы Иерусалимского храма, а буквы на них означают слова Boas и Jakim (два принципа, соответствующие Инь и Ян). Аналогично, на кощуне Судьба веретено делит карту по диагонали на 2 части: светлую (день, солнце, божество доброй судьбы Доля) и темную (ночь, луна, божество злой судьбы Недоля). То есть, имеем прямое соответствие по принципу Инь-Ян (свет-тьма).

3 - Макошь - Императрица. Мать сыра Земля, богиня земли, урожая, изобилия.

4 - Даждьбог - Император. Один из главных богов, ассоциируется с Солнцем, законом, властью, отцовством, духовными идеалами.

5 - Велес - Иерофант. Велес - покровитель домашнего скота и диких зверей (на карте изображены бык и медведь). Скот пасет пастух = пастырь. В духовном смысле пастырь - это тот, кто ведет паству, т.е. священник, которого и представляет карта Иерофант. Также есть мнение, что Велес - это славянское произношение имени Волопас из греческих мифов (запечатленное на карте звездного неба в созвездии Волопас). По-русски буквально, Волопас - это тот, кто пасет волов (крупный рогатый скот).

6 - Выбор - Влюбленные. Довольно прямое соответствие, т.к. выбор - это одно из основных значений при толковании старшего аркана Влюбленные. А также в некоторых колодах таро на этой карте изображается именно мужчина, делающий выбор между двумя женщинами.

7 - Сети - Колесница. Тут четкой параллели нет, но это соответствие карт напрашивается само собой. У них и номера арканов (7) совпадают. Ассоциации такие, что тут рыбак тянет сети с уловом, тут нужна мужская сила; также и колесницей управляет воин (мужская сила). Также, сфинксы на карте Колесница олицетворяют загадки жизни. А в толковании кощуна Сети в книге указано, что ситуация может быть неясной (запутанной, загадочной), так как не понятно, вы ли поймали улов в сети, либо вы сами попались в чьи-то сети.

8 - Леля - Сила. На обоих картах изображена женщина. Если на карте таро она мягкой женственной силой сдерживает пасть льва, то на кощуне богиня Леля держит Солнце, которое в астрологии считается управителем зодиакального знака Льва.

9 - Хранитель оберегов - Отшельник. Сюжет карт явно перекликается, т.к. на них изображен духовно ориентированный старец. И там и там есть источник света во тьме: на карте Отшельник это просто фонарь в руках старца, а на кощуне Хранитель оберегов - это закатное солнце.

10 - Ситиврат - Колесо фортуны. Ситиврат (он же Коловрат) - божество времени в славянской мифологии. На обоих картах изображено мистическое колесо (судьбы, времени).

11 - Братья урожая - Правосудие (Справедливость). Тут явной связи нету, карта сопоставлена по принципу наиболее близких по энергетике оставшихся карт. Некоторые смысловые параллели есть, исходя из описания кощуна в книге. На карте изображены братья, сбор урожая; карта символизирует единство, сплоченность, совместный труд, выращивание и сбор урожая на благо всего рода. То есть, в кощуне отображены труд и жизнь по справедливости, что и связывает его с арканом Справедливость.

12 - Жертва - Повешенный. На карте Жертва изображен юноша, вступивший в борьбу с богом подводного мира Ящером. Т.е. юноша преодолевает некоторые испытания, препятствия, так же как и подвесивший себя за ногу вниз головой юноша на аркане Повешенный. Номера кощуна и аркана здесь снова совпали.

13 - Кащей - Смерть. Тут связь вполне очевидная, т.к. в русских народных сказках кощей всегда ассоциируется со смертью (подземным царством, загробным миром), но сам при этом бессмертный.

14 - Лада - Умеренность. Связь не очень явная, но напрашивается естественным образом. Старший аркан Умеренность означает равновесие, сотрудничество, приспособление; а все эти качества необходимы в супружеской жизни, с которой ассоциируется Лада (богиня брака, свадеб, любви, плодородия).

15 - Марена - Дьявол. Общее у этих карт, что они связаны с нечистой силой. Марена - это Баба Яга, на кощуне у нее 2 лица (2 ипостаси), с одной стороны она молодая и красивая, искушает и заманивает красотой добра молодца, а с другой стороны это злая старуха (ее истинная суть), богиня зимы и смерти. Аналогия на карте Дьявол в том, что там черт искушает влюбленных (мужчину и женщину), с целью заманить их недобрыми поступками в ад.

Есть мнение, что более удачное сопоставление, это Марена = Смерть, а Кощей = Дьявол, см. более подробный анализ в отдельной статье.

16 - Перун - Башня. Прямая связь по изображенным на картах молниям. Перун - бог грома и молний. На карте таро в башню попадает молния.

17 - Волосыня - Звезда. И на кощуне и на карте таро изображены обнаженная девушка и звезды на небе. В описании кощуна в книге так и сказано: «Образ богини - Звезды».

18 - Луна - Луна. Тут все понятно, совпадают сами названия карт.

19 - Ярило - Солнце. Тоже прямая связь, на кощуне изображен бог Солнца - Ярило.

20 - Род - Суд. Бог Род - творец вселенной, создатель всего сущего. Ангел (как посредник Бога) на карте Суд воскрешает людей из мертвых. В общем, энергетика карт близка, затронуты темы рождения, смерти, воскрешения, высшего Бога.

21 - Рождающие миры - Мир. Общее слово «мир» в названиях карт. А также общее - это некий овал, очерчивающий условные границы мира. На кощуне мир представлен символическим яйцом, а на карте таро - лавровым венком.

Надеюсь, данное исследование будет полезно всем любителям карт таро, уже купившим или планирующим приобрести колоду славянских образных карт - кощунов. Так же можно купить и книгу «Кощуны, правду глаголящие», содержащую описание всех карт этой колоды и много другой интересной и полезной информации о славянской мифологии и традициях.