В статье "Кощуны, правду глаголящие. Сопоставление с традиционными картами таро" я выполнил сопоставление карт нетрадиционной колоды таро "Кощуны, правду глаголящие" (по мотивам славянской мифологии и сказок) с традиционным таро Уэйта.

Одна из читательниц оставила комментарий:

Кощунственная ошибка!!! поменяйте местами 13 и 15!!

Кащей это Дьявол - у него злата и прочих богатств над которыми он чахнет немерено, девиц со всех углов земли тащит, подземным миром правит. Уж что-что, а соблазнитель главный это Кащей! Вспомните сказки - это он в разговоры с царевичами да дураками вступает, с пути их выбранного сбивает.

Марена это Смерть! Каждый славянин знает это в сердце своем. Марена, или Мара Свароговна светлейший символ загробного мира. Она помогает перейти от жизни в Яви и наставляет что делать куда двигаться в Нави! Она приходит в наш мир Яви молодой девушкой когда солнце начинает увядать (осеннее равноденствие). Приносит с собой символическую "смерть" природе, окутывают землю покойным сном. А следом за землей с нарождением нового Солнца (зимнее солнцестояние), стареет и дряхлеет сама, и в день весеннего равноденствия - когда Ярило силу истинную свою распечатывает - обращается в прах сама и отправляет в прочие миры.

Слезы наворачиваются от такой безграмотности

Соглашусь с высказанным замечанием в том плане, что чисто формально, если оперировать только словами и стандартными описаниями Марены и Кощея, то Кощей ближе к дьяволу, а Марена к смерти.

С другой стороны, и моя точка зрения не является ошибочной, ибо вопрос непростой. Однозначной параллели между славянскими мифами (божествами) и таро Уэйта (западная традиция) нет. Мне нужно было найти наиболее близкие по энергетике соответствия между картами, и я нашел такие.

Поясню дополнительно, почему и мое сопоставление не такое уж ошибочное.

  1. Во-первых, у того же автора колоды кощунов (Жива Божеславна) есть книга "Кощуны, правду глаголящие", с описанием карт и т.п. И что в этой книге:
    • Кощею сопоставлено созвездие Скорпион (как известно, наиболее четко ассоциируемое со смертью, но и с соблазнами тоже; т.е. тут и смерть и дьявол подходят, но скорее смерть).
    • Цитирую из книги (про Кощея): "Сакральное толкование: Состояние - холод, молчание, сон, летаргия, смерть... то самое состояние смерти, только пройдя через которое, можно открыть в себе новое начало, возродиться." И в др. месте: "Кощей - это серьезнейшее испытание: смерть, болезнь, боль..."
    • Цитирую из книги про Марену: "Сакральное толкование: Великая Мара (Марена) в ипостаси богини Зимы. Богиня смерти, льда, холода. Ее красота завораживает и манит. Ее объятья несут смертельное наслаждение. На этом этапе личность, уже сделавшая иллюзорный выбор, встречается с последним искушением: она выбирает внешнюю красоту, блеск, роскошь...". Как видите, тут в описании тоже смерть, но большой акцент и на искушение, иллюзии, наслаждение, роскошь (а это как раз то, чем оперирует дьявол в западной мистической традиции и на многих картах таро).
  2. В целом, образы дьявола и смерти перекликаются, как правило, и многие это замечали. Так, в буддизме, в канонических писаниях (Палийский канон), которые созданы ранее Нового Завета, там тоже есть дьявол, и имя у него Мара (да-да, полное созвучие с Марой-Мареной). Но сам корень "мар" в санскрите означает "смерть, умирание". Т.е. эти образы связаны однозначно. И что там делает дьявол Мара у буддистов? Он искушает святых (монахов и самого Будду), пытается их сбить с пути к просветлению, не дать им выйти за пределы своей власти. И смерть - один из инструментов дьявола, ибо, не освободившись в течение жизни, человек умирает, и оставшись привязанным к земным наслаждениям, неотвратимо стремиться родиться вновь (в следующей жизни), и так он бесконечно рождается и страдает (ибо страданий, как правило, в жизни намного больше, чем наслаждений и удовольствий). В одной из сутр Будду приходят искушать дочери Мары... Так что вполне можно считать Марену дочерью дьявола (не обязательно самим дьяволом).
  3. Ну и также большую роль играют художественные образы на самих картах. На кощуне с Кощеем сидит высохший старик, почти скелет, в черном одеянии. На карта Смерть в таро Уэйта тоже скелет в черных доспехах. Т.е. чисто визуально, это похожие образы. У кощея на карте висит серп (параллель с косой смерти), а также сидит сова (символ смерти и загробного мира во многих культурах). На карте Марены 2 женщины: молодая и старая; а на карте Дьявол тоже женщина (молодая) и мужчина и какой-то рогатый черт. Общее тут - молодая женщина, искушение; влечение полов - это главное оружие дьявола, так сказать, главное искушение, которое не могут преодолеть люди; это их сковывает на пути к освобождению, не дает стать святыми. Вот почему Иисус, победивший сатану, не проявлял никакого интереса к женщинам. Так же и у учеников Будды (монахов) обязательным условием было целомудрие. А в той самой книге про кощуны автор еще делала сказочные истории, связывающие старшие арканы в единое повествование, и вот там Иван (=Иван-дурак) поддался искушению, цитирую: "Спустилась Марена с трона своего, подошла к Ивану и поцеловала его ледяным поцелуем... И стал Ваня жить поживать с Мареной в тереме ее ледяном. Днями на санях катаются, ночами утехам предаются..."