Недавно посмотрел документальный фильм «Среди белых облаков» о жизни отшельников, практикующих чань-буддизм в Китае. Эти отшельники уходят от мирской жизни, поднимаются на удаленную от населенных пунктов гору, и там живут поодиночке. Делают они это, по всей видимости, для более целостного сосредоточения на духовной практике. В миру много соблазнов, и практиковать медитацию сложнее.

И вот там был 1 эпизод, когда отшельник написал на листе бумаги несколько иероглифов и отдал это послание гостям (которые снимали этот фильм). Я привел этот текст на картинке: слева запись китайскими иероглифами, в центре перевод на английский из фильма, справа перевод переводчика на русский тоже из фильма.

Вот как сам отшельник прокомментировал это изречение, взятое, по всей видимости, из какого-либо буддийского писания:

Десять тысяч вещей в одном выдохе. Почему люди так суетливы? Все ради одного этого выдоха. Они твердят: «Мы заняты, заняты… Мне… Моё». Всю жизнь они заняты. Заняты своим Я. А сделан последний выдох, и вся вселенная исчезает вместе с этим выдохом. Скажите, почему бы с самого начала не перестать цепляться за вещи?

Охватывающем пустоту. Вы хотите поговорить о существующем реально? Покажите мне хотя бы одну вещь, которая была бы реальна. Нет ничего реального по сути. Каждый день с утра до вечера идет погоня за вещами, большими и маленькими, за драгоценностями, деньгами, славой, признанием, сгребая все к себе на колени, как будто бы все это можно забрать с собой на тот свет. Суета на протяжении всей жизни, и все впустую, так ведет себя вор. Почему бы не направить эту энергию на поиски освобождения, заставить свой ум следовать духовным путем? Всякий в этом мире находится во власти суеты. Избавьтесь от этой власти, и обретете свободу, удовлетворение, освобождение.

В тексте «Линг Ян» говорится: «И хотя существуют слова, которыми мы говорим, ни одно из них не реально. Болтать, болтать – все равно что ждать, что цветы упадут с небес – все впустую». Вот почему последняя строчка в загадке: совсем нечего сказать.

Если вы думаете, что те вещи, которые вы накапливаете, реальные, то вы ошибаетесь. С собой вам их не взять.

Золотые слова. Я бы сказал, что это квинтэссенция универсальной эзотерической мудрости.

Я бы хотел добавить свой небольшой комментарий. Хотя отшельник комментирует это изречения с точки зрения последнего выхода, т.е. смерти, на самом деле, в тексте нет прямого указания на смерть. Вторая строчка более универсально переводится просто: «Среди дыхания». То есть, десять тысяч вещей среди дыхания. Дыхание в данном случае подразумевает жизнь в материальном теле, т.е. физическое воплощение души. Если мы дышим, мы живем, живем в физическом теле, и вся жизнь строится на накоплении вещей, потребных телу, а также на накоплении нематериальных ценностей, таких как слава, власть, уважение и т.п. Желания человека безграничны, он хочет все больше и больше. Это суть эгоистической природы человека. Но все эти вещи и ценности – нереальны, иллюзорны – так же, как и само эгоистическое Я. Это Я разрушается после смерти, и также исчезают все эти вещи и ценности, которые были в сознания этого Я. Поэтому и говорится, что они охватывают пустоту. И все слова, которыми мы называем вещи, - такая же относительная условность, не существующая реально.

Для тех, кто не очень знаком с буддизмом, или не совсем понимает, почему вещи нереальны, давайте разберем простой пример. Слово ГОРА и предмет ГОРА. Реальна ли гора? Казалось бы, вполне реальна, и даже после смерти отдельного человека, гора не перестанет существовать. Однако, если взглянуть с других сторон, вот что получается.

С чисто материальной и научной точки зрения гора постепенно разрушается, в ней происходят эрозионные процессы и т.п. Пусть это разрушение будет длиться тысячи или миллионы лет, но оно будет происходить. И рано или поздно гора перестанет существовать. Также как миллионы лет назад эта гора сформировалась ввиду тех или иных геологических процессов. То есть, все вещи рождаются и умирают, появляются и исчезают, рано или поздно, все проходят этот цикл.

С физиологической точки зрения: один видит лучше, другой хуже, поэтому органы зрения представляются гору по-разному каждому человеку. Сегодня туман, завтра дождь, через месяц снег, в каждый из дней, в разное время года эта гора видна и воспринимается по-разному.

С психологической точки зрения: в уме (сознании) каждого человека эта гора разная. Если человек любит горы и природу, он может восхищаться этой горой, любить и знать каждый ее уголок, часто ходит туда. А если человек безразличен к горам и является поверхностным туристом, он может быть посмотрит на эту гору один раз и завтра про нее забудет. И естественно, в сознании каждого человека гора оставит разные отпечаток информации.

Таким образом, то что мы называем словом ГОРА в сознании каждого человека будет очень сильно отличаться, у каждого это гора будет своя, индивидуальная, относительная. Поэтому, после смерти человека, исчезают все вещи, созданные его умом, в том числе и такие большие объекты как горы.