Недавно мне посоветовали прочитать книгу Экхарта Толле "Сила настоящего". Я вспомнил, что данную книгу я когда-то покупал, но как-то в те давние годы она у меня "не зашла". Я начал ее читать, и мне тогда стиль изложения показался интеллектуально-заумным. Я тогда думал, что если человек говорит о просветлении, и сам считает себя просветленно-пробужденным, какими бы словами это ни называлось... то он вряд ли будет рассуждать сильно "от ума", стараться подбирать подходящие слова, анализировать свою речь. Казалось, что это как-то должно быть более естественно, должно трогать сердце, пробирать до глубины души. Но тогда такого эффекта я не ощутил, и отложил книгу. Казалось, что это один из новомодных духовным учителей, которых сейчас множество.

За прошедшие около 10 лет с тех пор, наверное, мое мировосприятие изменилось. И я решил, что можно попробовать заново изучить эту книгу. Вдруг теперь восприму иначе. Не с целью найти в ней какое-то чудо, нет, этого я не жду. Скорее хочется сравнить подачу духовных истин с тем, что я изучал в других источниках, других духовных учениях и религиях. Ну а если учение покажется удачным, то может и какие-то практические моменты из него попробую применить в жизни.

Наверное, я буду невольно пытаться сравнивать учение Экхарта Толле с учением Будды, ибо в последние 2 года наиболее плотно изучал классический буддизм школы тхеравада (самая древняя из сохранившихся школ, наиболее приближенная к изначальному учению Будды). К слову, и сам Экхарт в своей книге не раз упоминает Будду, и как-то соотносится с его учением. Оно и понятно, Будда - наиболее известный из просветленных людей; можно даже сказать, благодаря ему в современном мире существует этот термин.

В этой статье я не буду делать основательного сравнения с буддизмом, ибо книгу я только начал читать. Я планирую цикл статей на тему Экхарта Толле и его учения, и поэтому, сравнить разные аспекты я еще успею.

Пока что в плане сравнения могу отметить один момент, который меня заинтересовал. Описывая кратко историю создания книги, Экхарт рассказал, как он достиг просветления (пробуждения). Это возникло у него спонтанно и мгновенно на фоне депрессии, когда он заметил, что в одной из его мыслей присутствовало два "я", и это его потрясло: как это два "я"??? Исходная мысль была такая: "Я больше не могу жить с самим собой" (как видите, в этой фразе можно найти два "я", или 2 личности, т.к. кто-то с кем-то живет). И вот, после этой мысли, его ум остановился, ну и далее он переживал какой-то необычный для него опыт, так сказать. И далее автор книги пишет, что он не понимал, что с ним произошло, и лишь несколько лет спустя он понял это, после того как ознакомился с книгами духовного содержания.

Итак, если сравнить с историей Будды, отбросив мифы и чудесные описания, то Будда несколько лет странствовал отшельником, учился как минимум у 2 известных в его годы учителей медитации (йоги), и достиг высших уровней медитации. Также он проходил необязательные аскетические практики (голодание, задержка дыхания и т.п.); сам Будда потом понял, что эти изнуряющие практики не приведут к просветлению, но косвенно они могли повлиять на сдвиг сознания. Итого, мы видим, что человек усердно работал, шел к цели (просветлению) около 6 лет. И это помимо того, что согласно традиции предполагается, что в течение многих прошлых жизней он уже подготовил почву для просветления (совершал разные духовные подвиги, постепенно повышая свой уровень осознания).

Есть ли что-то общее в пути к просветлению у Экхарта Толле и Будды? Я не вижу каких-то общих моментов. Наш современник был на негативе (в депрессии и страхе), ничего не знал о духовных практиках, и тут вдруг случайно прозрел, пробудился, просветлился. Даже не прослеживается причинно-следственная цепочка (кармические связи). Зато эта история очень может импонировать современным, погруженным в тревоги и проблемы людям. А что, вдруг и я так смогу, скачком из негативной реальности оказаться в "раю", обрести свободу?

Если предположить, что Экхарт писал книгу именно как писатель, и его путь (как и само просветление) вымышлены, но при этом он планировал на этом заработать, тогда этот его путь к пробуждению мог быть продуман, как импонирующий целевой аудитории (тем, кто будет покупать его книги или какие-то другие продукты или услуги). Это как в маркетинге: надо сделать товар, который будет хорошо продаваться, обернуть его в красивую упаковку. Я пока ничего не утверждаю, окончательных выводов не делаю. Просто размышляю.

Также, насчет внезапного просветления Экхарта Толле, следует отметить, что скорее всего, он черпал вдохновение для своей книги в дзен-буддизме, ведь именно эта школа буддизма популяризировала идею мгновенного просветления. И одним из инструментом для тренировки в дзен являются так называемые коаны (противоречиво-парадоксальные истории, которые выводят ум из равновесия, и тем самым помогают как бы отключить его). Как раз, тот самый вопрос, где Экхарт заметил существование двух "я", он чем-то напоминает дзенский коан. Но я должен здесь подчеркнуть, что дзен-буддизм очень сильно отличается от исходного учения Будды; это скорее отдельное учение и практика, отдельная философия, косвенно основанная на изначальном буддизме. Дзен (или же чань, по-китайски), возник в Китае в 5-6 в. н.э., т.е. примерно через 1000 лет после Будды. И скорее всего, чань (дзен) возник просто благодаря специфике местного менталитета китайцев, из-за их стремления все упрощать и идеализировать (ибо у китайцев было свое простое учение о Пути = Дао, и сложные буддийские концепции для них были чужеродны, они не могли закрепиться в широких массах). Также и Экхарт Толле, видимо, желая упростить просветление, взял за основу дзен-буддийские теории и методы, и переложил их на некий современный психологически-трансформационный лад.

Далее я пошел в поисковик посмотреть, что пишут про Экхарта Толле в Википедии. Оказывается, ему 75 лет, у него есть гражданская жена Инг Ким. Пошел посмотреть их фото - выглядят как гармоничная пара. Да и сам Экхарт Толле выглядит относительно молодо для 75 лет. Возможно, какая-то сила в нем есть, раз он стареет медленнее обычного человека (или мне так показалось?).

И далее, в ходе поисков в интернете я попадаю на его сайт eckharttolle.com с расписанием тренингов. Оказывается, у него на 2023 год довольно плотно расписана программа мероприятий, и я предположил, что наверняка это не бесплатно: кто же в наше время что-то будет делать бесплатно? На март несколько событий в Австралии и Новой Зеландии; но цены посмотреть не смог. А далее, с мая по октябрь большое мероприятие "Школа пробуждения Экхарта Толле: Становление учителем присутствия".

В этой "Школе пробуждения" программа обучения такова, что будет только 1 очный тренинг (ретрит): условно, это где учат медитации, отвечают на вопросы и т.п. Длится очная часть 6 дней. А все остальное время (с каким-то интервалом) обучение идет онлайн: выступает или Экхарт (видимо, нечасто, что-то около 1 раза в месяц), или его жена, или же слушатели сами общаются в какой-то приватной группе, делятся опытом. По окончании обучения выдается сертификат. Стоит обучение 4700$ при оплате по частям, или же, если заплатить сразу всю сумму, то 3900$. Количество участников ограничено: когда я смотрел, было написано, что осталось 12 мест. Сам сайт оформлен очень красиво, и эта продающая страница с описанием обучающего курса - она явно сделана профессионально, с целью привлечь клиентов (учащихся) и совершить продажу. Все в лучших традициях современного интернет-бизнеса.

Давайте попробуем оценить, дорого ли это, 4000$. В пересчете на рубли это примерно 300000 руб. Для России, конечно, дороговато, но думаю, что и в России нашлось бы немало желающих. Для Москвы это не такие большие деньги, наверняка. Если же говорить о США, то там средняя зарплата примерно 60000$ в год, или же, это 5000$ в месяц. Грубо говоря, человеку пришлось бы отдать свою месячную зарплату, всего лишь, за 5 месяцев ценного (?) обучения. Тут еще надо учесть (добавить) расходы на дорогу до Канады, где проходит очная часть мероприятия. Итого примерно 5000$ и получится.

Итого, можно сделать вывод, что обучение у Экхарта Толле не такое уж дорогое, по американским меркам. Другое дело, что это всего за 6 дней очного обучения - тогда, это, возможно, дорого. Но если человек - фанат учения, то ему не жалко будет этих денег, тем более, после будет еще 5 месяцев каких-то онлайн-занятий (вряд ли они частые, и вряд ли будут вести за ручку в онлайн, но все же, это приятный "бонус", плюс можно найти единомышленников в приватной группе студентов).

Как говорится, считать чужие деньги - дело неблагодарное. Я бы не стал это делать, если бы за Экхартом Толле не закрепилась слава просветленного. Ведь классический просветленный - Будда - он отказался от богатства полностью, ушел из дома (из дворца), и это был общепринятый путь в его эпоху для скитающихся аскетов (шраманов); и жили они на подаяния: то есть, добрые люди жертвовали им еду, и все (не деньги!!!) И эта практика была заложена в монашескую общину, основанную Буддой, и сохранилась до нашего времени: монахи живут на пожертвования мирян. Хотя надо признать, что совсем без денег в наше время нельзя, и у монастырей тоже есть наверное какие-то деньги; но в идеале, у честных монашеских общин деньги жертвуются на конкретные цели (на покупку одежды для монахов, на строительство и ремонт монастырей и т.п.)

Если бы можно было признать, что Экхарт Толле и его супруга зарабатывают деньги только лишь на скромную жизнь, тогда это было бы приемлемо. Но я полагаю, что суммарных доходы их более чем скромные - их хватит на красивую, зажиточную жизнь, а это уже явно не путь будды. Представьте, что в группе учащихся 50 или 100 человек. Соответственно, это будет заработано на 50-100 месяцев жизни за 5 месяцев. Т.е. с приличным запасом (если бы они жили как среднестатистические американцы). Да, может у них большой дом, и его надо содержать, может быть, элитная недвижимость... Но это уже не уровень просветленного. По крайней мере, это не тот просветленный, и даже близко, кем был Будда.

Скорее, Экхарт Толле - это просто современный духовный учитель, получивший известность благодаря своим книгам (кстати, неужели его книги, бестселлеры во многих странах мира, сами по себе приносят мало дохода в качестве авторских гонораров?). Или же, тренер по саморазвитию, личностному росту - если бы он так позиционировал себя, тогда проводить платные тренинги - это было бы нормально. Но так или иначе, он делает акцент на некое пробуждение или просветление, и задает тем самым другую планку, которой сам же и не соответствует (но это рассчитано, условно, на современную материально ориентированную аудиторию, у которой вряд ли есть понимание о классическом буддийском или индийском просветлении).

Итого, если попытаться ответить на вопрос, обозначенный в заголовке статьи, кто такой Экхарт Толле:

  • Просветленный? Пока что сомневаюсь. Возможно, в каком-то смысле пробужденный (но это не полное просветление). Или же, если отойти еще дальше и сказать более расплывчато - то человек, претерпевший некую духовную трансформацию (но при желании, это можно сказать о многих людях, о любом, кто субъективно претерпевает какой-то заметный или резкий духовный подъем на основе любого учения или религии). Но также может быть, что он просто писатель, и просветление им придумано.
  • Шарлатан? Не думаю, у меня нет данных, что он кого-то обманывал. Выглядит он довольно добродушно и открыто. Возможно, он где-то слукавил, если выдал нечто другое за просветление, чтобы повысить продажи своих книг и тренингов (тогда в этом смысле его можно считать небольшим шарлатаном).
  • Коммерческий гуру? А вот это 100% про него, как я уже описывал выше на примере расценок на его тренинги и онлайн-обучение.

Планируется продолжение серии статей про учение Экхарта Толле. Это была вводная статья, так сказать, беглый набросок первоначальных впечатлений.